Выбор формы супервизии в зависимости от характерологии терапевта

мастер-класс (соведущий – Татьяна Киселева)

Алена Воскресенская

Доцент кафедры психологии Белорусского государственного университета физической культуры.
Исполнительный директор РОО “Общество психологов и психотерапевтов “Гештальт-подход”.
Терапевт.

Беларусь, Минск

email   fb     v     v

Проекты автора

link-icon1 ступень подготовки гештальт-терапевтов.

Программа предназначена не только для практикующих психологов, студентов-психологов, желающих получить теоретическую и практическую подготовку в увлекательной и развивающей профессии – психотерапевт / гештальт-терапевт, но так же для всех, кто заинтересован в своем личностном развитии, позитивных изменениях в жизни, кто хочет улучшить свои отношения с самим собой, окружающими, миром.

link-iconТерапевтическая группа для ВДА – Взрослых Детей Алкоголиков.

Сложности в построении отношений в личной жизни, с партнерами и детьми в семье, с коллегами и начальством на работе. Низкая самооценка, неуверенность в себе, стыд за себя и за свои поступки, иррациональное чувство вины, импульсивность.
Первая встреча группы 27 февраля 2017 года в 18:00.
Терапевтическая группа закрытая. Число участников максимум 12 человек.
Встречи проходят еженедельно, длительность встречи 2,5 часа.

link-iconТерапевтическая группа для созависимых.

Эмоциональная зависимость от другого человека, от его настроения, отношения к вам, от состояния его дел – называют созависимостью. Групповая терапия созависимых отношений это:
• психологическое сопровождение
• эффективные методы работы
• наш многолетний опыт
• уверенность в себе
• понимание своих желаний и границ
• возможность строить близкие отношения
• удовольствие от жизни и общения
Запись на групповую терапию идет круглый год.
Группа начинает работать по мере сформированности.
Терапевтическая группа закрытая. Число участников максимум 12 человек.
Встречи проходят еженедельно/раз в две недели, длительность встречи 3 часа.

Материалы автора

Влияние типа организации характера на стили работы терапевта

(по следам семинара доктора Н.Мак-Вильямс «Психоаналитическая диагностика»)

Клиенты бывают разные – это ни для кого не секрет.

Но и терапевты тоже имеют свои особенности.

После семинара доктора Нэнси Мак-Вильямс в мае 2014 года мы с Татьяной Киселевой задумались, как терапевты с разными типами организации характера могут вести себя в супервизии, и как супервизор может учитывать это в своей работе.  Мы предлагаем вам для примера описание нескольких типов терапевтов и особенностей их поведения в супервизии.

Каждому типу мы «присвоили» свои имена, чтобы внести немного юмора в такую сложную тему.

На мастер-классе вам будет предложено поисследовать собственные особенности поведения в супервизии, увидеть сильные и слабые стороны.

Терапевт-психопат.

Плохой терапевт. Если история, рассказанная терапевтом, очаровывает супервизора или вызывает леденящий ужас, перед Вами – психопат.

Доступ к чувствам ограничен, поэтому они действуют. Совершенно спокойно выслушивают шокирующие истории об изнасилованиях и расчленёнке. Они устойчивы и подобные  истории их не пугают.

Контролируют. Гордятся собой и своими достижениями. Верят в свою грандиозность. Уважает и идеализирует позицию сильного.

От супервизора ждет, что тот научит зарабатывать. Супервизору необходимо демонстрировать свой авторитет и власть, только тогда возможен рабочий альянс.

Терапевт-нарцисс.

Хороший аналитик. Всегда прав. Нет душевной склонности к терапии, только желание быть важным и иметь власть. Любят занимать сверх-позицию, вносят свои фигуры в терапию клиента.  

Завистливы, а испытывая зависть, невозможно занимать позицию ученика. Им сложно сформулировать запрос на супервизию, тогда Ваша задача – помочь ему осознать и проговорить свои желания, но не догадываться о них. Критикуют, что бы Вы ни делали. Задача супервизора – показать, что того же результата можно достичь меньшими затратами.

В связи с полюсностью их представлений о себе (ничтожность/ грандиозность), необходимо их эмоционально стабилизировать. Давать реальную обратную связь. Эмпатическое отзеркаливание подходит для большинства нарциссов-терапевтов.

Научить эмпатии.

Терапевт-мазохист.

Заботливый терапевт. Очень старается для клиента. Ждет от супервизора (как и от клиента) благодарности и похвалы за самоотверженность.

Задача супервизора – не проявлять сочувствия и показать, что можно не выполнять все пожелания клиента, а оставаться собой и держать границы. Поддерживать такие человеческие эмоции, как гнев, злость и недовольство.

Не вовлекаться в разговор-заговор двух жертв. Идентификация терапевта-мазохиста с коллегой (супервизором), не имеющим мазохистических тенденций.

Терапевт-истеричка.

Активный терапевт. Очень чувствительны, сензитивны. Для них свойственно представление о себе, как о самозванце в профессии. Центральный конфликт – пол и власть. Могу ли я, находясь в этом гендере, иметь власть? Они играют в терапевта и не всегда сами верят себе. Много неосознаваемых действий. Соблазняет клиента и супервизора.

От супервизора тоже ждет похвалы, но, в отличие от мазохиста, говорит об этом открыто.

Задача супервизора – поддерживать профессиональную (любую) идентичность. Научиться устанавливать чёткие и ясные границы (контракт). Поддерживать самостоятельные инсайты и решения для восстановлениях их собственной власти в терапии.

Депрессивный терапевт.

Терапевт-зануда. Чувствительны и сострадательны.   Не удовлетворены своей работой и собой. Остро реагируют на расставание с клиентами. Маркёр: бессилие и бесполезность Ваших стараний. Верит критике, т.к. «знает», что заслуживает её. Верит, что он во всём виноват. Склонны к идеализации отношений с клиентом и с супервизором.

Задача супервизора – атаковать супер-эго: «и что в этом такого катастрофического?», «откуда ты взял, что ты самый худший?». Научить принимать заботу и самому заботиться о себе. Быть эмоционально стабильным, не осуждающим. Эффективная супервизия возможна при длительном периоде выстраивания безопасного  альянса.

Терапевт-шизоид.

Отстранённый терапевт. Креативность, исследовательская активность, теоретизированность всех действий и процессов, духовные изыскания. Чувствует себя уязвимым и боятся, что это почувствует клиент или супервизор. Не предъявляет свои реакции, чтобы не устанавливать эмоциональные связи. Много юмора, фантазий метафор. Не склонны проявлять агрессию.

Задача супервизора – выстраивать рабочий альянс не на основе метафор, а на основе личных реакций и реальных чувств (злость, гнев). «Раскрасить их «чёрно-белый» мир, добавить цвета и полутонов».

Параноидный терапевт.

Терапевт-детектив. Подозрительны, без чувства юмора, враждебны, доступ к собственной агрессии затруднён. Критикующие, не доверяющие, не признающие авторитетов.

Супервизор представляет угрозу. Бросает вызов и стремится победить «супервизора-родителя», партнёрские отношения «на равных» им недоступны.

Задача супервизора – не уверять, что им ничего не угрожает, просто игнорировать их подозрительность; иногда присоединяться к подозрениям. Парадоксальные интенции способствуют исчезновению параноидных речей. Юмор, самоирония, признание собственных ошибок – эффективный способ создать рабочий альянс.  Подчёркивать различия между мыслями и действиями.

Маниакальный терапевт.

Гиперактивный терапевт. Весёлый, остроумный, социально привлекательный, кокетливый, флиртующий, зависим от работы, слишком контактен. Не выдерживают глубоких переживаний клиента.

Задача супервизора – уточнять и перепроверять. Быть решительным и активным.

 

0 ответы

Ответить

Want to join the discussion?
Feel free to contribute!

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *