Работа в малых группах или «тройках» является неотъемлемой частью теоретической и практической подготовки будущих гештальт-терапевтов.  Как правило, «тройка» представляет собой устойчивую во времени малую группу из трёх (четырёх) человек — участников долгосрочной программы подготовки гештальт-терапевтов. Каждый участник в процессе работы выступает в роли «терапевта», «клиента» и «наблюдателя».  Как правило, «тройки» работают по одной из двух моделей. Первая — модель устойчивых пар «терапевт — клиент», участники приобретают опыт долгосрочных терапевтических отношений,  научаются «быть» рядом с клиентом. Вторая — модель подвижных ролей «терапевт», «клиент», «наблюдатель», когда есть возможность работы с разными терапевтами, «по-новому» взглянуть на привычные темы, проработать сложные, конфликтные отношения. 

У каждой роли есть свои задачи. «Клиент» приобретает способность осознавать, переживать и размещать чувства, сигнализирующие об актуальных потребностях. «Терапевт»  + научается отслеживать, как те или иные реакции, слова, жесты, интервенции, интенции влияют на контакт с клиентом, формируют либо разрушают доверительные  отношения. В фокусе внимания работающего терапевта находятся три области актуального взаимодействия: переживания и чувства клиента, собственные переживания и реакции, влияющие на актуальный контакт, «полевые феномены». «Наблюдатель» отслеживает феномены, происходящие в контакте терапевта и клиента, старается заметить реакции, интенции, остающиеся вне поля осознавания терапевта.  Главная задача «тройки» — формирование и отработка терапевтических навыков. 

Супервизия работы участников «тройки» является необходимым компонентом профессиональной подготовки будущих гештальт-терапевтов и, как правило, осуществляется через каждые 4-6 встреч. Она направлена на решение ряда задач:

  • поддержание учебного процесса в отдельно взятой группе
  • профессионально-личностного роста каждого участника тройки
  • теоретической подготовки участников тройки (процесс-анализ терапевтической сессии)
  • разрешение феноменов групповой динамики (участники в реальном времени и пространстве учатся прояснять отношения, разрешать конфликты)

Динамика отношений в «тройке» влияет на процесс обучения, часто сводя его эффективность к минимуму. Появление супервизора провоцирует в «тройке» массу групповых феноменов, например: стыд за свою профессиональную несостоятельность, зависть и конкуренцию за профессиональное и личное признание, внимание. Все эти феномены требуют пристального внимания супервизора, обозначения и разрешения. Отчасти функция супервизора на данном этапе работы тройки чем-то схожа с функцией ведущего динамической группы.

Супервизия работы в «тройках» включает последовательные шаги:

  • работа терапевта и клиента
  • эмоциональная обратная связь (помогает прояснить те феномены сессии, которые остались за гранью осознавания терапевта и клиента)
  • процесс-анализ сессии (наблюдение и анализ фигуры, чувств, цикла контакта удовлетворения потребности, форм прерывания контакта; наблюдение и анализ динамики и структуры self; феноменологическое наблюдение за происходящим взаимодействием между терапевтом и клиентом)

Задача супервизора – это создание определенной учебной среды, где участники «тройки» могут спорить, ошибаться, аргументировать собственное мнение и оспаривать мнение супервизора. 

 

Очень важно, на каком этапе своего развития «тройка» обратилась к супервизору, чем было мотивировано это обращение и в чем запрос тройки. Также, в диагностическом процессе следует уделять внимание механизмам прерывания контакта, свойственным для тройки в зависимости от этапа контактирования:

Конфлюенция: тройка «слита» в едином переживании, пытается поглотить и растворить супервизора (сделать его участником, требовать наравне со всеми обратных связей, гипотез). Возможно, такая тройка активно дружит: вместо работы встречаются в кафе либо посвящают работу исключительно бытовому отреагированию и болтовне.

Интроекция: тройка работает «по уставу», сосредоточенно внимает супервизору, заглатывает любую гипотезу как инструкцию к действию, излишне регидна.

Проекция: тройка может наделять супервизора вытесняемыми качествами, например, ожидает от супервизора повышенной злобности, относится с паранойей. Либо наоборот, супервизор, ничего не успев для этого сделать, становится заботливым и поддерживающим.

Ретрофлексия: вся жизнь тройки происходит вне присутствия супервизора, но незримо присутствует в ней. Либо — по отношению друг к другу участники не договаривают, фантазируют и соматизируют.

Профлексия: тройка стремится удовлетворить свои потребности у супервизора. Однажды одна из супервизируемых мной троек, ведя себя довольно злобно по отношению друг к другу, наперебой обо мне заботилась – похоже, забота в их отношениях была исключена.

Эготизм: тройка замкнута, жизни участников покрыты тайнами, сквозит холодом и одиночеством, потребности удовлетворяются формально.

Дефлексия: в тройке хронически происходит динамический процесс, работ нет. Участники смеются и философствуют, ощущения сближения не наступает. На просьбу супервизора рассказать, что, с их точки зрения, происходит – уходят от ответа, отшучиваются. Иногда возможно и обратное: одни работы, никакой «жизни».

 

 

Статьи о супервизии «троек»:

Дробышевский Борис. Методические заметки о супервизии «троек» 
Серлик Виктория. Супервизия троек

 

Поделиться с друзьями:
RSS
Follow by Email
Facebook
Twitter
Pinterest
Pinterest
LinkedIn
Instagram
0 ответы

Ответить

Хотите присоединиться к обсуждению?
Не стесняйтесь вносить свой вклад!

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *