Работа в малых группах или «тройках» является неотъемлемой частью теоретической и практической подготовки будущих гештальт-терапевтов. Как правило, «тройка» представляет собой устойчивую во времени малую группу из трёх (четырёх) человек — участников долгосрочной программы подготовки гештальт-терапевтов. Каждый участник в процессе работы выступает в роли «терапевта», «клиента» и «наблюдателя». Как правило, “тройки” работают по одной из двух моделей. Первая – модель устойчивых пар “терапевт – клиент”, участники приобретают опыт долгосрочных терапевтических отношений, научаются «быть» рядом с клиентом. Вторая – модель подвижных ролей “терапевт”, “клиент”, “наблюдатель”, когда есть возможность работы с разными терапевтами, «по-новому» взглянуть на привычные темы, проработать сложные, конфликтные отношения.
У каждой роли есть свои задачи. “Клиент” приобретает способность осознавать, переживать и размещать чувства, сигнализирующие об актуальных потребностях. “Терапевт” + научается отслеживать, как те или иные реакции, слова, жесты, интервенции, интенции влияют на контакт с клиентом, формируют либо разрушают доверительные отношения. В фокусе внимания работающего терапевта находятся три области актуального взаимодействия: переживания и чувства клиента, собственные переживания и реакции, влияющие на актуальный контакт, «полевые феномены». “Наблюдатель” отслеживает феномены, происходящие в контакте терапевта и клиента, старается заметить реакции, интенции, остающиеся вне поля осознавания терапевта. Главная задача “тройки” – формирование и отработка терапевтических навыков.
Супервизия работы участников «тройки» является необходимым компонентом профессиональной подготовки будущих гештальт-терапевтов и, как правило, осуществляется через каждые 4-6 встреч. Она направлена на решение ряда задач:
- поддержание учебного процесса в отдельно взятой группе
- профессионально-личностного роста каждого участника тройки
- теоретической подготовки участников тройки (процесс-анализ терапевтической сессии)
- разрешение феноменов групповой динамики (участники в реальном времени и пространстве учатся прояснять отношения, разрешать конфликты)
Динамика отношений в «тройке» влияет на процесс обучения, часто сводя его эффективность к минимуму. Появление супервизора провоцирует в «тройке» массу групповых феноменов, например: стыд за свою профессиональную несостоятельность, зависть и конкуренцию за профессиональное и личное признание, внимание. Все эти феномены требуют пристального внимания супервизора, обозначения и разрешения. Отчасти функция супервизора на данном этапе работы тройки чем-то схожа с функцией ведущего динамической группы.
Супервизия работы в «тройках» включает последовательные шаги:
- работа терапевта и клиента
- эмоциональная обратная связь (помогает прояснить те феномены сессии, которые остались за гранью осознавания терапевта и клиента)
- процесс-анализ сессии (наблюдение и анализ фигуры, чувств, цикла контакта удовлетворения потребности, форм прерывания контакта; наблюдение и анализ динамики и структуры self; феноменологическое наблюдение за происходящим взаимодействием между терапевтом и клиентом)
Задача супервизора – это создание определенной учебной среды, где участники «тройки» могут спорить, ошибаться, аргументировать собственное мнение и оспаривать мнение супервизора.
Очень важно, на каком этапе своего развития “тройка” обратилась к супервизору, чем было мотивировано это обращение и в чем запрос тройки. Также, в диагностическом процессе следует уделять внимание механизмам прерывания контакта, свойственным для тройки в зависимости от этапа контактирования:
Конфлюенция: тройка «слита» в едином переживании, пытается поглотить и растворить супервизора (сделать его участником, требовать наравне со всеми обратных связей, гипотез). Возможно, такая тройка активно дружит: вместо работы встречаются в кафе либо посвящают работу исключительно бытовому отреагированию и болтовне.
Интроекция: тройка работает «по уставу», сосредоточенно внимает супервизору, заглатывает любую гипотезу как инструкцию к действию, излишне регидна.
Проекция: тройка может наделять супервизора вытесняемыми качествами, например, ожидает от супервизора повышенной злобности, относится с паранойей. Либо наоборот, супервизор, ничего не успев для этого сделать, становится заботливым и поддерживающим.
Ретрофлексия: вся жизнь тройки происходит вне присутствия супервизора, но незримо присутствует в ней. Либо – по отношению друг к другу участники не договаривают, фантазируют и соматизируют.
Профлексия: тройка стремится удовлетворить свои потребности у супервизора. Однажды одна из супервизируемых мной троек, ведя себя довольно злобно по отношению друг к другу, наперебой обо мне заботилась – похоже, забота в их отношениях была исключена.
Эготизм: тройка замкнута, жизни участников покрыты тайнами, сквозит холодом и одиночеством, потребности удовлетворяются формально.
Дефлексия: в тройке хронически происходит динамический процесс, работ нет. Участники смеются и философствуют, ощущения сближения не наступает. На просьбу супервизора рассказать, что, с их точки зрения, происходит – уходят от ответа, отшучиваются. Иногда возможно и обратное: одни работы, никакой «жизни».
Статьи о супервизии “троек”:
Дробышевский Борис. Методические заметки о супервизии «троек»
Серлик Виктория. Супервизия троек