При подготовке программы тренинга обязательно учитываются потребности и желания заказчика. Есть то, чего заказчики хотят, и есть то, что им действительно нужно. Два эти фактора могут совпадать, а могут и не совпадать. Их можно считать независимыми и ортогональными, то есть образующими прямой угол.
В отношении тренера есть другая дилемма: желание и возможности, иногда он хочет создать тренинг по данной теме, но может ли ? А иногда он может, но не хочет. Два эти фактора тоже могут встречаться в любых сочетаниях. Будем считать их также ортогональными и добавим к схеме
Очень часто при принятии решения о создании тренинга тренеры ориентируются на другие два параметра, а именно — на желание заказчика («Они хотят») и собственные возможности в данный момент («Я могу»). Любой тренинг с широко раскрытыми горизонтальными полюсами — признак тиражирования и часто изматывающей механической работы, в общем — это признак эксплуатации достигнутого уровня компетентности. Последствиями может стать потеря интереса к тренингу и некоторая остановка в развитии собственной компетенции. Такой эффект часто возникает при бесконечном тиражировании одной и той же программы, даже если ее приходится каждый раз слегка «модифицировать» или «адаптировать» к новым заказчикам, группам и т. п.Растянутый по горизонтали и опущенный вниз ромб (т.е. добавляется высокая “нужность” тренинга заказчику) означает, что тренер от темы устал. Правда, если вы провели тренинг, который пользуется огромным спросом, раз 30, может наступить момент, когда ромб превратится в треугольник, а ваше когда-то “Я хочу” в кричащее “Не хочу” с оценкой 0 по оси. В этом случае есть два пути: 1) отказаться от этого тренинга; 2) изменить всю концепцию тренинга, переделать его так, чтобы вновь захотелось работать с ним. И если отказаться можно, но не рентабельно, значит, остается изменить концепцию.Можно предположить, что личные предпочтения тренера стоят на последнем месте по значимости. Клиент, дескать, всегда прав. Людям нужно, и они хотят, а ты можешь. Пренебреги своим нежеланием и сделай! Очень смахивает на насилие. Если вы оказались в такой ситуации, задайте себе вопрос: «Хочу ли я сделать на эту же тему какой-то другой тренинг?». Если ответ положительный, то задайте себе второй вопрос: «Какой могла бы быть концепция нового подхода к этой теме?». Если вам интересно самому себе отвечать на этот вопрос, думать над новой концепцией темы, значит, треугольник можно снова превратить в ромб. Eсли же вы чувствуете, что принципиально не хотите работать по этой теме, то лучше отказаться от нее.
Вариант В. Призрачный
Если при оценке четырех осей вы получили четырехугольник с вытянутой вершиной вверху (или даже треугольник), это означает в тренинге все хорошо, кроме одного: он не нужен. Начинается обычно с того, что тренинг кажется тренеру нужным и важным. Но это представление оказывается призрачным (пунктирные линии на рисунке). В процессе работы над созданием тренинга или уже в процессе его проведения выясняется, что весь тренинг должен быть про что-то другое.
Сидоренко Елена приводит пример такого тренинга – “Тренинг развития приверженности организации». Этот тренинг вообще-то нужен, но не для развития приверженности. Он развивает представления человека о своей организации, своем месте в ней, об отношениях организации с сотрудниками. Развиваются представления об оптимальной модели приверженности или, шире, об оптимальных отношениях человека с организацией. Результатом тренинга может быть то, что человек задаст себе вопрос: «Кто кому больше нужен — я организации или организация мне?» или «А что, собственно, я тут делаю?» Задаст он себе этот вопрос, а потом и ответит на него. И… уйдет из организации.
Аналогичная ситуация может возникнуть в тренинге формирования команды. Пришли строить команду, а ушли в убеждении, что команда: а) невозможна; б) не нужна. Почему? Да потому, что участники тренинга экономически не заинтересованы в том, чтобы работать командой. В особенности это касается командообразующих тренингов для директоров и менеджеров, которые только на тренингах и встречаются. Они, строго говоря, вообще не являются командой.
Призрачный вариант не всегда легко распознать. Но если тренер увидел эту призрачность, понял, что тренинг на эту тему вряд ли по-настоящему нужен, у него есть два пути: 1) делать вид, что все в порядке и тренинг нужен; 2) заявить о том, что тренинг на эту тему он считает нецелесообразным и предлагает теперь другую тему и другую концепцию тренинга. Выбор зависит от тренера.
Вариант Г. Замороженный
“Замороженный слева” – это отвергаемый тренинг — его не хотят. Упорно не хотят, что бы вы ни делали. Если заказчик отказывается от предложенного вами тренинга, не стоит идти напролом. Да это и бесполезно. Лучше отступить, выбрать другую тему. Если у тренера есть идеи, в которые он верит, то эта вера проникает во все, что он делает, независимо от темы. Так что он сможет сказать то, что считает важным, и на другом тренинге.
“Замороженный справа” . Иногда, сколько ни старайся, никак не получается сказать:
«Я могу это делать!» Бывают трудные задачи, с которыми долго не можешь справиться. Бывают и такие, в отношении которых после упорной борьбы в конце концов приходится признать: это не мое. «Не могу!» — это вызов тренеру. Над этим можно
работать, ситуация не безнадежная. Главное, что есть «Я хочу» и «Им нужно».
Может быть еще множество вариантов по сочетанию всех осей. Для того, чтобы получить ответ на вопрос о перспективности работы по созданию тренинга, можете руководствоваться простыми правилами:
а) главное при создании тренинга— вертикальные оси. Поэтому стоит сразу отсечь все тренинги, у которых оценки по шкалам
«Я хочу» и «Им нужно» меньше 5 баллов;
б) Задайте себе вопросы: Каких инвестиций в концепцию, в технологии и в маркетинг потребуется? и Будет ли это способствовать развитию моей компетентности?
Если инвестиции слишком велики, а развитие компетентности сомнительно, лучше переключиться на другую тему.