Подходы к созданию тренинга

При создании новой программы тренинга необходимо построить модель того явления, которое является предметом рассмотрения. Как правило, тренинг направлен на повышение эффективности какой-либо деятельности, например, эффективности управления, взаимодействия с клиентами, ведения переговоров, управления стрессом, управления мотивацией и др. Учитывая практическую направленность любого тренинга, модель тренинга должна включать те факторы и компетенции, которые вносят вклад в эффективность отдельного человека, команд и/или организаций.

Лучшие модели тренинга отвечают следующим критериям: они понятны, наглядны, доступны измерению, обладают убеждающей и вдохновляющей силой.

Существует несколько подходов к созданию тренинга. Сидоренко Е. условно разделяет подходы по оси спонтанности – технологичности

Кубизм

Если вы хотите сделать что-то действительно интересное и революционное,
научитесь не обращать внимания на ваших клиентов…

К. Нордстрем, Й. Риддерстрале

Стихийный подход, или «кубизм», — это свободное создание того, что само создается. Стихийный подход сам управляет автором. Источник творчества загадочен, а продукт непредсказуем. В результате появляется то, чего никто не заказывал.

«Кубизм» проявляется во всей своей полноте, когда автор действует под влиянием внутреннего толчка, вдохновения и свободно «ваяет» программу, не думая о формах и средствах, последствиях, реализуемости и окупаемости проекта и о прочем в том же духе. Тренер хочет работать над темой, и все. Ему не приходит в голову думать о том, сможет ли он это сделать, нужно ли это кому-нибудь и захотят ли люди купить такой тренинг и участвовать в нем.

Абсолютный кубизм — это творчество «из себя» и для себя, а не для других. Автор не задумывается о том, как он будет понят. Он творит для того, чтобы самому что-то понять и прочувствовать, а не для объяснения чего-то другим людям.

Тренерский кубизм — это стихийный, капризный, извивающийся поток. Он может протекать вдали от существующих клиентских мостов. Не удовлетворяет он потребностей клиента.

Что же делать?

Выход первый: дисциплинировать кубизм, целенаправленно подвести его под нужды клиента. Для этого нужно уточнить истинные потребности клиентов и приспособить к ним программу тренинга, создать нужные для людей технологии.

Выход второй: создать потребность. Не было потребности в кубизме, а теперь будет. В сущности, каждый новый тренинг создает в какой-то степени новые потребности у  потенциальных клиентов.

Спонтанный подход

спонтанностьСпонтанный подход— это самопроизвольное извлечение из памяти и воображения, вообще из «потока сознания» (и бессознательного) элементов, которые включаются в программу тренинга, часто уже в процессе его проведения.

Спонтанный подход чужд планированию. Это скорее импровизация. Но, в отличие от «кубизма», это чаще всего импровизация на заданную тему.

Спонтанный подход — это тоже творчество. Спонтанность компенсирует недостаток дисциплинированности в подготовке и проведении тренинга, и она же помогает создать технологии прямо «на месте», в процессе проведения упражнения. Невозможно все предусмотреть, запланировать, сформулировать в виде алгоритмов. Нельзя и — не нужно!

Спонтанность всегда нужна, без нее тренинг вырождается в нечто формальное. Спонтанность необходима, она делает тренинг живым, но ее недостаточно для ведения тренинга, а тем более для создания новой тренинговой программы.

Совершенно спонтанный тренинг возможен, если слушателям не выдается буклет с материалами тренинга. Если в буклете упомянуты какие-то темы или технологии, они обязательно должны прорабатываться на тренинге. Если тренер пропустит что-нибудь, то наверняка кто-нибудь из участников обратит на это внимание. Это особое искусство — создать такой буклет, который оставлял бы пространство для спонтанности. Продукт спонтанности может оказаться свежим и сочным, а может— сырым или жидковатым.

Ассоциативный подход

ассоциацииАссоциативный подход—это способ стимуляции креативности, пробуждения новых, свежих идей путем использования специальных технологий, например с помощью метода случайных объектов. Этот метод описан во многих источниках, в частности в книгах по ТРИЗ (технологии решения изобретательских задач). Ассоциативный подход позволяет извлечь идеи, когда они сами не приходят в голову. Это вспомогательный подход, он нужен для пробуждения воображения, извлечения ценных идей и ассоциаций из области бессознательного. Продукты такого подхода нужно потом долго обрабатывать, используя технологический подход: алмазы превращать в бриллианты.

К ассоциативному подходу можно прибегнуть, если тема слишком глобальна или слишком банальна. В обоих этих случаях  возникает необходимость тщательно сканировать свои «внутренние запасники».

Алгоритм ассоциативного подхода:

1.Обсудить с заказчиком суть явления, которое выступает объектом заказа.

2. Применить креативный метод, например, метод случайных объектов:

а) взять любую книгу и случайным образом выбрать из нее три слова (существительных);

б) определить свойства первого объекта;

в) определить характеристики тренинга, отражающие данные свойства;

г) проделать то же самое (пункты б и в) с двумя другими объектами.

3. Обобщить выделенные характеристики будущего тренинга и создать на основе этого обобщения единую концепцию тренинга.

4. Создать или подобрать тексты, процедуры и упражнения, позволяющие реализовать концепцию тренинга.

Пример ассоциативного подхода к созданию мотивационного тренинга можно найти в книге [wpfilebase tag=fileurl id=8 linktext=’Технологии создания тренинга. От замысла к результату / Сидоренко Елена’ /](с.114)

Ассоциативный подход приводит к одной-двум, может быть, нескольким перспективным идеям. А дальше приходится работать над целостной концепцией тренинга уже с помощью технологичного подхода.

Технологичный подход

технологичностьТехнологичный подход подразумевает целенаправленность и систематичность в создании концепции тренинга, его плана, процедур, инструкций и алгоритмов. Технологии, усвоенные в опыте, — это осязаемый продукт тренинга. Кроме того, участники часто запрашивают на тренинге именно технологию. Технологичность находится в  наиболее полной тренерской власти. Технологичный подход гораздо легче изложить и передать, чем ассоциативный, спонтанный или тем более кубистический

Сначала определим некоторые важные термины.

Технология — точное словесное описание и/или графическая схема последовательности действий; алгоритм действия. Технологичность как принцип — философия достижения полезных результатов путем использования технологий или вера в возможность достижения полезных результатов путем использования технологий.

Технологичный подход в создании тренинга— систематическая проработка заказа (или свободно взятой темы) путем сканирования памяти и опыта, анализа литературы, информации, полученной из бесед с заказчиком и из опроса потенциальных участников, изучения документов и других источников для создания четкой концепции тренинга, определения его задач и планируемых результатов, программы, алгоритмов действия для тренера и для участников.

Продукт технологичного подхода имеет зримую, текстовую или графическую форму. Это технологии в форме схем и алгоритмов действия: общения, влияния, управления, наблюдения, мышления, анализа, творчества, саморегуляции и др.

Последовательность в технологичном подходе такова:

1) создание технологичной концепции;

2) создание технологий, которые будут передаваться участникам («клиентских технологий»);

3) создание технологий, которыми будет пользоваться тренер («технологии для тренера» — процедуры, игры, форматы и т. п.).

Часто тренер действует в обратной последовательности, потому что его волнует прежде всего он сам. Он думает: «Что я буду делать?» И вот тренер перелистывает пособия, сборники упражнений, судорожно ищет, что бы такое сделать по заданной теме.

Начинать лучше с определения своего продукта. Каков наш продукт? Какую услугу мы производим? Если мыслить в русле технологичного подхода, то услугу по передаче клиентам технологий действия. Значит, клиентские технологии должны быть в главном фокусе внимания. Нужно их найти или создать, и это будет  основой тренинга. Все остальное — это хлопоты вокруг передачи клиентских технологий. Как их лучше организовать в систему? Как их лучше подать? Как их лучше тренировать?

Технологичный подход дает готовые рецепты. Да, это подход рецептурный. В насыщенный информацией век люди забыли многие ранее известные им рецепты. Тренинг помогает им вспомнить эти рецепты и отрепетировать их применение. Тренинг удался, если участники почувствовали вкус к использованию технологий и на себе испытали их эффективность.

Итак, тренинг— это хлопоты по поводу того, как передать участникам технологии, которые они смогут использовать после тренинга. Однако как бы ни были важны клиентские технологии, настоящую ценность они приобретают лишь в том случае, когда применяются в нужное время и в нужном месте. Поэтому клиентские технологии с самого начала должны быть представлены не «списком», а в определенной системе.

Поделиться с друзьями:
RSS
Follow by Email
Facebook
Google+
https://pisareva.by/podxody-k-sozdaniyu-treninga/
Twitter
Pinterest
Pinterest
LinkedIn
Instagram
0 ответы

Ответить

Want to join the discussion?
Feel free to contribute!

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *