1. АНАЛИЗ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ ОБ УЧАСТНИКАХ
Самое важное — заранее настроиться на участников группы и их потребности. Вначале мы проводим что-то типа «маркетингового исследования» и спрашиваем себя: «Кто участники? Есть ли сходство с предыдущими группами? Что здесь будет по-другому?» и т. п. Используйте следующий список вопросов, чтобы собрать максимум информации об участниках:
- Каков стиль мышления большинства участников — эмпирически-естественнонаучный или логико-математический?
- Насколько знакома участникам предложенная тема?
- С какими новыми идеями, способами поведения, стратегиями вы хотели бы ознакомить участников? Легко ли будет усвоить их членам этой группы?
- Является ли участие в воркшопе добровольным или это обязанность?
- Какими ресурсами располагают участники?
- Какие нерешенные проблемы они могут принести с собой?
- Почему они участвуют в воркшопе?
- Что участники ожидают получить на воркшопе в личном и профессиональном планах?
- Что общего у членов группы?
- Чем они различаются?
- Есть ли между участниками конфликты?
- Каков возраст участников и соотношение мужчин и женщин в группе?
- Есть ли у членов группы опыт участия в воркшопах?
- Какого стиля работы ожидают члены группы от ведущего? Предпочитают ли они директивный стиль ведения? Готовы ли они экспериментировать?
- Какие личные убеждения, жизненную философию, «деловую» культуру приносят с собой участники?
- Какие учебные процедуры больше всего подходят для работы по теме воркшопа?
- Какие концепции, понятия, язык близки и понятны данным участникам?
- Какой временной режим работы выбрать? (Продолжительность встречи, длительность и периодичность перерывов и т. п.)
- Что необходимо участникам, чтобы после работы на воркшопе они возвращались домой довольными?
- Насколько участники нуждаются в поддержке, одобрении, заботе?
- Кто из участников особенно важен для вас как для ведущего?
- Планируете ли вы пригласить кого-то, кто может вдохновить участников?
2. СОСТАВЛЕНИЕ «КАРТЫ» ВОРКШОПА
Представьте все свои знания и соображения об участниках и о воркшопе в виде «карты» (mindmapping). Эта техника предоставит вам возможность учесть максимальное количество факторов и усилит ваши творческие способности. Вы сможете наглядно отобразить всевозможные связи между интересами участников и спонсоров, учебными целями, обучающими приемами и техниками, и переносом опыта в повседневную жизнь. В результате у вас получится подобие карты, которая будет поддерживать вашу маневренность во время воркшопа. Кроме того, это поможет вам запомнить подробности.
Приведу пример такой карты, одна достаточно подробная и интересная для изучения. Оригинал тут
Подготовка карты:
- В середине плаката напишите тему.
- Нарисуйте разноцветными маркерами «ответвления», которые будут представлять важные для вас направления.
- Напишите их названия и добавьте подпункты, символы и иллюстрации. Используйте как можно больше различных цветов. Варьируйте величину надписей в зависимости от важности пунктов.
- Нарисуйте стрелки и линии соединений, чтобы обозначить взаимосвязи.
Отведите достаточно времени на создание «карты». Настройтесь на то, что во время работы вы осознаете что-то новое и откроете перспективы, которые позднее могут быть для вас полезны. Не забудьте нарисовать «ответвление», которое будет означать ваши личные ресурсы и слабые стороны.
- Какие сильные стороны вы можете использовать на воркшопе?
- Какие предубеждения, страхи и внутренние затруднения могут помешать работе?
- Что нужно сделать, чтобы извлечь пользу из этих «препятствий»? (Например, вы недостаточно разбираетесь в профессиональной сфере участников. В этом случае вы можете объяснить, что сами хотели бы чему-нибудь научиться в этой области и вам нужна помощь группы.)
При необходимости вы можете в дальнейшем использовать свою «карту» на воркшопе, если решите познакомить участников с этим классическим инструментом работы. С помощью «карты» можно улучшить и методическое планирование. В этом вам поможет следующий список вопросов:
- Общие цели/результаты. Чего вы хотите достичь? Чего, по вашему предположению, хотят участники?
- Организация работы группы. Какие обучающие приемы и техники вы можете использовать? (Интерактивные игры, эксперименты, ролевые игры, моделирование, активацию, объединяющие игры и т. д.)
- Планирование времени. Сколько времени в вашем распоряжении для проведения воркшопа? Как можно наилучшим образом его использовать? Будет ли перерыв? Б
- Тематическое планирование/учебные цели. О каких темах вы размышляете? В каком порядке хотите работать с темами? Каким образом обеспечите вклад участников в тематическое планирование?
- Ваше личное послание. На чем вы хотите сделать акцент в ходе работы? Какие новые перспективы, идеи или навыки важны лично для вас? Как вы будете устанавливать связь с предыдущим опытом участников? В какой момент вы предложите им что-то новое?
- Особенности участников. Представители какой профессии в основном присутствуют на воркшопе? Что общего у членов группы? В чем они различаются? Какой опыт они привносят с собой?
- Ресурсы. Какие технические ресурсы вам понадобятся? Планируете ли вы загородные выезды? Будете ли приглашать гостей?
При подготовке статьи использованы материалы из книги Фопель К. “Эффективный воркшоп. Динамическое обучение”