В плену контрпереноса…

мастер-класс

Ольга Писарева

Психолог, кандидат психологических наук, специалист по работе с психологическими травмами и жизненными кризисами

доцент кафедры психологии БГУ
сертифицированный гештальт-терапевт, тренер, супервизор,
ведущая обучающих программ для психологов,
автор и ведущая мастер-классов общей психологической тематики

(Минск, Беларусь)

 

email   fb     v   

 

Материалы автора

В гештальт-терапии контрперенос — это реакция терапевта на перенос клиента. Гингер С. и Гингер А. выделяют 6 способов взаимодействия терапевта и клиента:

  • перенос клиента на терапевта;
  • контрперенос терапевта в ответ на этот перенос;
  • перенос терапевта только на определенных клиентов (которые воспринимаются как дети, родители, соперники, ученики и т. д.);
  • контрперенос клиента в ответ на перенос терапевта;
  • актуальные чувства клиента, касающиеся личности самого терапевта;
  • актуальные чувства терапевта к самому клиенту

Эти способы взаимодействия я отразила в удобной схеме, которую получат участники мастер-класса.

6-sposobov

И если посмотреть динамику терапевтических отношений между клиентом и терапевтом, очень большая вероятность на каком-то этапе развитие переноса клиента и контрпереноса терапевта. В итоге эти отношения становятся контрпереносными, но не теряют своей терапевтичности при правильном подходе терапевта в работе с контрпереносом.

Для меня всегда остается важным вопрос о том. на каком моменте, этапе терапии возникает перенос клиента, с чем он связан, возникает ли в ответ контрперенос и какую стратегию работы выбрать.

Немного теории…

Джойс Ф. и Силлс Ш. выделяет следующие реакции терапевта на клиента:

А) Реалистичные реакции-ответы. Реакция терапевта связана с тем, как клиент ведет себя здесь и сейчас.

Например, у терапевта может быть много симпатии к клиенту, потому что клиент настроен дружелюбно. Или, например, клиент  пугает терапевта, потому что чересчур агрессивен. В таком случае реакция терапевта  — нормальное переживание того, что происходит здесь и сейчас.

Б) Активный контрперенос — это собственный незавершенный гештальт терапевта (часто у начинающих терапевтов, это слепое пятно, когда требуется супервизия или личная терапия) *Я называю эту реакцию переносом терапевта

Кларксон П. называет такой контрперенос активным. Например, терапевт может чувствовать волнение, когда клиент напоминает ему его одинокую мать. Терапевту важно осознать, что это в терапию привнес, по большей части, он сам. Лучше всего проработать эту тему с супервизором и терапевтом.

М. Кан выделяет два вида:

            – реакции-ответы на материал клиента, который «цепляет» материал терапевта (клиент рассказывает о свадьбе, а разведенный терапевт завидует или злится)

            – характерные реакции-ответы (конкурентность, болезненная реакция на критику и другие индивидуальные особенности терапевта, тогда он всегда будет конкурировать с клиентом или страдать, когда клиент критикует). Обнаружить такие реакции можно, замечая, чем сходны реакции терапевта с разными клиентами

В) Реагирующий (наведенный) контперенос (чаще всего именно такие переносы подразумевают, когда говорят о контрпереносах вообще). В основу такого разделения положена терапевтическая польза или опасность

Этот перенос —  реакция терапевта на ожидания клиента. У реагирующего контрпереноса есть две разновидности (по Г.Ракеру):

согласующейся перенос (конкордантный) :  терапевт чувствуете то же, что клиент. Например, клиенту кажется, что терапевт на него злится, его не одобряет, и поэтому он испуган. В свою очередь, терапевт тоже чувствует испуг или гнев — чувство, которое отвергает в себе клиент.

дополнительный контрперенос (комплиментарный) (проективная контридентификация по Лебедевой Н.): терапевт принимаете ту роль, в которой клиент его видит. При таком переносе клиент бессознательно способствует тому, чтобы терапевт занял уготованную клиентом позицию. Например, если клиент видит в терапевте родительскую фигуру, терапевт может действительно испытывать недовольство, как и отец клиента. Иногда такой перенос выливается в неосознанную ролевую игру, когда терапевт действительно начинаете вести себя в соответствии с ожиданиями клиента и тем самым укрепляет его в своих позициях. Например, клиент снова видит в терапевте родительскую фигуру, но очень слабую и беззащитную. Клиент ведет себя очень требовательно и резко, терапевт начинает защищаться, избегать контакта, то есть делать именно то, чего ждет от него клиент, а клиент, соответственно, еще больше загорается и так до бесконечности. В такой ситуации важно быть внимательным к тому, что происходит в поле и не поддаваться на провокации клиента.

В работе с контрпереносом также важно учитывать характерологические особенности клиента и  тип организации его личности. Отличным пособием в этом вопросе для меня стала книга Мак-Вильямс Н. “Психоаналитическая психодиагностика”. На мастер-классе я познакомлю участников с ее концепцией и поделюсь  схемой контрпереностных реакций в зависимости от типа организации личности, которую я составила из материала этой книги.

kontrperenos-po-mak-vilyams

0 ответы

Ответить

Want to join the discussion?
Feel free to contribute!

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *