Сомнение, мелькающее во время сессии, — это не трещина в вашей компетентности, а индикатор ответственности. Заполняя эту карточку сразу после встречи (или во время супервизорского разбора), вы за 2–3 минуты превращаете тревожную мысль в рабочую гипотезу, которую можно проверить на следующем шаге терапии.
Как пользоваться:Фраза сомнения: «Вдруг я упускаю что-то важное?»
Подтекст / страх: Боюсь навредить клиенту, показаться непрофессиональной
Диагностическая гипотеза: Клиент выражает сопротивление; я преждевременно интерпретирую и не даю ему пространства
Фраза сомнения: «Кажется, я задаю совсем не те вопросы…»
Подтекст / страх: Страх потерять общую стратегию работы и затянуть терапию
Диагностическая гипотеза: Терапевт ориентируется на собственный сценарий, а не на текущие переживания клиента
Фраза сомнения: …
Подтекст / страх: —
Диагностическая гипотеза: —
Сомнение, мелькающее во время сессии, – это не трещина в вашей компетентности, а индикатор ответственности. Заполняя эту карточку сразу после встречи (или во время супервизорского разбора), вы за 2-3 минуты превращаете тревожную мысль в рабочую гипотезу, которую можно проверить на следующем шаге терапии.
Как пользоваться
Заполните 3-5 таких строк, и вы увидите повторяющиеся паттерны собственных слепых зон – готовый материал для дальнейшей супервизии.
Фраза сомнения | Подтекст / страх | Диагностическая гипотеза |
«Вдруг я упускаю что-то важное?» | Боюсь навредить клиенту, показаться непрофессиональной | Клиент выражает сопротивление; я преждевременно интерпретирую и не даю ему пространства |
«Кажется, я задаю совсем не те вопросы…» | Страх потерять общую стратегию работы и затянуть терапию | Терапевт ориентируется на собственный сценарий, а не на текущие переживания клиента |
… | ||
Даже у опытного психолога бывают моменты, когда внутренняя неуверенность мешает двигаться дальше: сессия «застыла», переживание клиента ускользает, в кабинете ощущается лёгкое напряжение. В такие секунды важно не проглотить сомнение, а вынести его в поле диалога – тактично, без навешивания ответственности на клиента и без подрыва собственного профессионализма.
Этот мини-гайд даёт 4 готовых реплики-«ключа». Каждая фраза:
— экологично обозначает вашу неопределённость,
— приглашает клиента к совместному исследованию,
— разворачивает сомнение в рабочую гипотезу.
№ | Формулировка | Когда уместно её произнести |
1 | «Я ловлю себя на мысли, что мы можем упускать важную сторону темы. Как вам это слышится?» | Сессия будто топчется на месте; вы чувствуете «туман» и хотите мягко открыть новую плоскость диалога. |
2 | «Позвольте уточнить: я сейчас верно понимаю, что…? Если нет — поправьте меня, пожалуйста». | Требуется проверить собственную интерпретацию, не ставя клиента в позицию «экзаменатора». |
3 | «У меня осталось сомнение, достаточно ли времени мы уделили вот этому моменту. Как думаете, стоит ли задержаться здесь дольше?» | Вы ощущаете, что проскочили важное переживание или защиту и хотите вернуться без давления. |
4 | «Сейчас я чувствую лёгкое напряжение между нами и не до конца понимаю его источник. Что происходит для вас в этот момент?» | Появился контрперенос, ноты неловкости или раздражения; нужно экологично поместить это в поле осознавания. |
Хотите разобрать свои «точки сомнения» в тёплом кругу коллег?
Присоединяйтесь к моей супервизорской группе – ежемесячные онлайн-встречи, максимум 10 участников.
Если пока эта идея вызывает сомнения или напряжение ‒ у меня есть для вас 2 варианта, как можно спокойно «примерить» этот формат:
1. Записаться на бесплатную диагностическую онлайн-встречу, где мы разберём вашу профессиональную ситуацию и вместе посмотрим, подходит ли вам мой формат группы.
2. Присоединиться к закрытому Telegram-каналу для психологов с профессиональными постами о супервизии и практике, кейсами, поддержкой и мини-разборами и просто посмотреть со стороны на атмосферу.
Если пока не чувствуете внутренней готовности присоединиться к супервизорской группе — просто посмотрите короткое видео. Там я подробно и честно рассказываю, какие блоки мешают ОПЫТНЫМ психологам приходить в супервизорские группы, и как я с этим обхожусь.
Если останутся вопросы — вы всегда можете задать их мне в индивидуальном формате.
С любовью к профессии, Ольга Писарева