Гештальт-терапия является одним из направлений психотерапии, в котором могут специализироваться представители помогающих профессий: психологи, медики, педагоги и социальные работники.
Гештальт-терапия (“gestalt” – в переводе с немецкого – “фигура, образ, целостность) — направление, основные идеи и методы которого разработали немецкие практики Фриц Перлз, Лаура Перлз, Пол Гудман. Большой вклад в развитие методологии и теории гештальт-терапии внесли также Изидор Фром, Ирвин и Мариам Польстеры, Джозеф Зинкер, Джон Энрайт, Серж Гингер и др.
Сегодня этот подход является одним из самых популярных в Европе методов психотерапии. Множество институтов заняты практикой и преподаванием гештальт-терапии во всех концах света: от Японии до Скандинавии, от России до Латинской Америки, от бывшей Югославии до Израиля или Берега Слоновой Кости, благодаря чему гештальт-терапия в целом вновь обрела свои теоретические, практические и клинические корни и сумела впитать в себя достижения современного психотерапевтического знания.
Профессиональная подготовка в направлении гештальт-терапии осуществляется по программе Московского гештальт-института (МГИ)
Полное образование включает 3 ступени подготовки:
1. Базовый курс – Первая ступень «Основы гештальт-терапии» – знакомство с методом, обучение основным понятиям и принципам гештальт-подхода, личный терапевтический опыт в группе, работа с индивидуальным терапевтом, участие в интенсиве в клиентской позиции.
2. Базовый курс – Вторая ступень «Теория и практика гештальт-терапии» – профессиональная подготовка гештальт-терапевтов, завершается сертификацией. Включает
- теоретическую подготовку,
- личную терапию,
- супервизию,
- работу в малых группах,
- участие в интенсивах (в клиентской и в терапевтической позициях),
- участие в конференции,
- прохождение специализации (или посещение спецкурса),
- начало собственной практики под супервизией.
Специализация завершается выпускным мероприятием, которое курирует один из ведущих тренеров МГИ. Специализации и спецкурсы проводятся параллельно основной базовой программе, а также могут быть пройдены после ее завершения.
3. Третья ступень – ориентирована на подготовку супервизоров, преподавателей гештальт-терапии, а также углубленное изучение теории и методологии практики.
Чтобы легче было ориентироваться в структуре подготовки специалистов в области гештальт-подхода, я составила сводную таблицу требований и условий программы в период обучения во всех трех ступенях (на основе информации сайта www.gestalt.ru).