Ведущий тренинга, его личностные качества, профессиональные знания и умения являются в определенном смысле средством развития личности участников. Уровень профессиональной квалификации и личностной зрелости тренера, степень его владения методическими средствами и готовность нести ответственность за результаты тренинга определяют характер, масштаб и устойчивость происходящих в тренинге изменений.
Это обусловливает наличие некоторых требований к профессионально-психологической компетентности психолога-тренера, его личностным качествам.
Многие авторы (в частности, Старк, Лоутер, Хагерти [1986], Мэйхью [1971] и целый ряд других) рассматривают любого профессионала в качестве носителя шести видов профессиональной компетентности и пяти профессиональных установок. Если тренерская деятельность претендует на то, чтобы считаться профессиональной, она должна соответствовать этим критериям.
Виды компетентности, составляющие структуру профессиональной квалификации:
– техническая компетентность — умение трансформировать цель, поставленную перед тренером заказчиком (обычно в терминах необходимого результата) в систему конкретных учебных задач, подобрать отвечающие им интерактивные упражнения, применить их практически;
– межличностная коммуникативная компетентность — развитые коммуникативные навыки, вербальные и невербальные, чувствительность к групповым процессам и умение их интерпретировать, высокий уровень осознавания собственных личностных характеристик, установок; понимание мотивов поведения других людей;
– контекстуальная компетентность — владение социальным контекстом, в котором существует профессия; иными словами, тренер-профессионал должен понимать, где и кого он обучает, не в меньшей степени, чем владеть самим предметом;
– адаптивная компетентность — способность предвидеть и перерабатывать изменения в профессии, приспосабливаться к изменяющимся условиям тренерской практики в динамичных (а не заданных раз и навсегда) условиях организационной культуры;
– концептуальная компетентность — владение теми общепринятыми основами знания, на которых базируется тренерская практика;
– интегративная компетентность предполагает умение давать информированные профессиональные оценки (в том числе относительно собственной работы) — мыслить в логике профессии, принимать обоснованные решения, решать возникающие проблемы и расставлять приоритеты так, как это принято в данной профессии. Для этого, безусловно, необходимы все виды компетентности, их своеобразный “сплав”; он то и формирует лицо профессии.
Наряду с компетентностью настоящая профессионализация предполагает формирование определенных установок, которыми любая профессия должна вооружать “своих”. Среди них:
– стремление к востребованности своего труда, установка на реалистическую оценку требований рынка и адаптацию к ним;
– профессиональная идентичность — степень, до которой человек разделяет и глубоко усвоил нормы профессии;
– этические стандарты;
– стремление к совершенствованию основ своей профессии — степень осознания необходимости изучать процессы и продукты своего труда; эта установка может считаться развитой, если профессионал поддерживает исследования, ведущие к лучшему пониманию его предмета;
– мотивация к непрерывному обучению.
Ответить
Хотите присоединиться к обсуждению?Не стесняйтесь вносить свой вклад!