Компетенции тренера

Ведущий тренинга, его личностные качества, профессиональные знания и умения являются в определенном смысле средством раз­вития личности участников. Уровень про­фессиональной квалификации и личностной зрелости тренера, степень его владения методическими средствами и готовность нести ответственность за результаты тренинга определяют характер, мас­штаб и устойчивость происходящих в тренинге изменений.

Это обусловливает наличие некоторых требований к профессионально-психологической компетентности психолога-тренера, его личност­ным качествам.

Многие авторы (в частности, Старк, Лоутер, Хагерти [1986], Мэйхью [1971] и целый ряд других) рассматривают любого профессионала в качестве носителя шести видов  профессиональной компетентности и пяти профессиональных установок. Если тренерская деятельность претендует на то, чтобы считаться профессиональной, она должна соответствовать этим критериям.

Виды компетентности, составляющие структуру профессиональной квалификации:

техническая компетентность — умение трансформировать цель, поставленную перед тренером заказчиком (обычно в терминах необходимого результата) в систему конкретных учебных задач, подобрать отвечающие им интерактивные упражнения, применить их практически;

межличностная коммуникативная компетентность — развитые коммуникативные навыки, вербальные и невербальные, чувствительность к групповым процессам и умение их интерпретировать, высокий уровень осознавания собственных личностных характеристик, установок; понимание мотивов поведения других людей;

контекстуальная компетентность — владение социальным контекстом, в котором существует профессия; иными словами, тренер-профессионал должен понимать, где и кого он обучает, не в меньшей степени, чем владеть самим предметом;

адаптивная компетентность — способность предвидеть и перерабатывать изменения в профессии, приспосабливаться к изменяющимся условиям тренерской практики в динамичных (а не заданных раз и навсегда) условиях организационной культуры;

концептуальная компетентность — владение теми общепринятыми основами знания, на которых базируется тренерская практика;

интегративная компетентность предполагает умение давать информированные профессиональные оценки (в том числе относительно собственной работы) — мыслить в логике профессии, принимать обоснованные решения, решать возникающие проблемы и расставлять приоритеты так, как это принято в данной профессии. Для этого, безусловно, необходимы все виды компетентности, их своеобразный “сплав”; он то и формирует лицо профессии.

Наряду с компетентностью настоящая профессионализация предполагает формирование определенных установок, которыми любая профессия должна вооружать “своих”. Среди них:

– стремление к востребованности своего труда, установка на реалистическую оценку требований рынка и адаптацию к ним;

– профессиональная идентичность — степень, до которой человек разделяет и глубоко усвоил нормы профессии;

– этические стандарты;

– стремление к совершенствованию основ своей профессии — степень осознания необходимости изучать процессы и продукты своего труда; эта установка может считаться развитой, если профессионал поддерживает исследования, ведущие к лучшему пониманию его предмета;

– мотивация к непрерывному обучению.

Поделиться с друзьями:
RSS
Follow by Email
Facebook
Google+
https://pisareva.by/competence/
Twitter
Pinterest
Pinterest
LinkedIn
Instagram
0 ответы

Ответить

Want to join the discussion?
Feel free to contribute!

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *