Модель Д. Колба является вариантом классической теории поэтапного формирования умственных действий, разработанной отечественным психологом П.Я. Гальпериным с сотрудниками ещё в начале 1950-х гг. Впоследствии данная теория получила развитие работами специалистов по дидактике – в первую очередь, Н.Ф. Талызиной
Фаза 1. Конкретный опыт.
На данном этапе можно использовать уже существующий опыт участников, так и смоделированный непосредственно на тренинге. Так, например, на данном этапе хорошо работают упражнения, актуализирующие уже существующий опыт участников в контексте тематики тренинга. Пример: Вспомните как? – участники вспоминают и озвучивают те или иные ситуации. Так, например, на тренинге продаж можно попросить участников вспомнить их самый удачный/неудачный опыт продаж. Или на тренинге по коммуникативной компетентности попросить участников вспомнить ситуации, в которых они были наиболее успешны в процессе общения.
Кстати, на этом этапе очень хорошо работают различного рода провокации, упражнения и ролевые игры, которые моделируют некоторую ситуацию, на примере которой можно сделать вывод: «Да, а нам еще учиться и учиться». Как показывает практика, на таком упражнении ошибаются все. Всегда можно смоделировать такую ситуации, где участник допустит серию ошибок. На примере подобной провокации очень хорошо иллюстрируется необходимость дальнейшего обучения.
Плюс данного метода в том, что участники тренинга без всякого назидания начинают понимать, что пробелы в образовании есть, что не все навыки развиты в должной степени и идею о дальнейшем обучении принимают уже сами и осознанно.
Итак, процедуры данного этапа:
• Актуализация собственного или группового (если речь идет о корпоративных тренингах) опыта
• Обучение на примерах
• Ролевые игры, провокационные упражнения
• Выезд в поле
• Игры
• Задания группам
На данном этапе хорошо идет запись на видео той или иной ролевой игры, презентации или упражнения. Та обратная связь, которую участник получает, посмотрев на себя со стороны, говорит, чаще всего сама за себя. Даже если участник справился идеально при просмотре и обратной связи всегда найдется что-то, что можно будет улучшить, поправить, отшлифовать.
Фаза 2. Анализ опыта (ретроспектива наблюдения)
Обучающиеся классифицируют информацию, полученную в Фазе 1. Они используют эту информацию для развития ключевых моментов по изучаемому предмету в следующей фазе. Но в первую очередь необходимо проанализировать полученный опыт.
Процедуры:
• Обсуждение в малых группах
• Общее обсуждение
• Презентация участников
• Доклады от малых групп
Фаза 2 – это процесс обмена идеями и впечатлениями между участниками.
Вопросы, которые может задавать тренер на данном этапе:
• Что Вы сейчас чувствуете?
• Что вы чувствовали, когда …?
• Что вы заметили при …?
• Ваши ощущения по поводу этого опыта?
• Вы согласны/не согласны с тем, что они говорят? Почему?
• Хочет ли кто-нибудь что-нибудь добавить?
• Это удивляет Вас?
• Почему Вы не …?
Фаза 3. Обобщение опыта + теоретический блок
В этой фазе обучающимся необходимо интерпретировать то, что обсуждалось в Фазе 2, для того чтобы определить – какие выводы могут быть сделаны. Это означает, что обучающийся должен проанализировать информацию и решить, что она означает для него. Другими словами обучающийся вырабатывает принципы и извлекает уроки из опыта и его обсуждения.
Процедуры:
• Общее обсуждение в большой группе
• Лекции
• Чтение заданий
• Демонстрация
На данном этапе тренер знакомит участников в некоторым набором принципов и закономерностей. Привязывает полученный опыт к ключевой идее и теоретическому блоку тренинга. Участники знакомятся с основными подходами в рамках изучаемой темы. Объединяют полученный опыт и существующие по данной теме исследования.
Фаза 4. Применение. Фаза эксперимента
Для того, чтобы процесс обучения состоялся, участнику тренинга необходимо осознать, как будут работать полученные знания и навыки в его собственной реальности. Для этого участнику необходимо экспериментировать, пробовать и актуализировать новые схемы поведения. Т.о. участник тренинга связывает результаты, полученные на тренинге с реальным миром. Данная связь может быть сформирована с помощью эксперимента и через посттренинговое планирование.
Процедуры:
• Использование приобретенных навыков
• Планирование действий
• Выезд в поле
• Обсуждение
Вопросы, задаваемые тренером:
• Что вам больше всего понравилось?
• Что было наиболее трудным?
• Как вы можете применить это у себя на работе (в практике)?
• Можно ли это сделать в ближайшие 2 недели?
• Что вы считаете необходимым сделать сразу после тренинга?
• Что Вы думаете, будет наиболее трудным при осуществлении этого?
• Что вы нашли для себя значимым в работе?
• В каких областях Вы бы хотели попрактиковаться больше?
• Есть ли у Вас еще вопросы?
• Как можно сделать это лучше?
Используя принцип Колба, Вы можете самостоятельно выстроить логику любого тренингового модуля и самого тренинга в целом. Тренинг, созданный с учетом принципа Колба, позволяет своему исполнителю быть логичным и убедительным, участников мотивированными, а результаты более очевидными.
Этап |
Применяемые формы активности на тренинге |
Опыт | Упражнение, деловая игра, ситуационная задача, примеры, относящиеся к опыту работы участников, вопросники, тесты |
Рефлексия | Обсуждение в группе, обсуждение в мини-труппах с презентацией результатов, обратная связь «тренер-участник» |
Теория | В основном мини-лекция тренера, опыт участников |
План действий | Обратная связь «участник-тренер», составление плана действий (если невозможно отрабатывать навык в условиях тренинга) |
В течение одного тренингового дня могут быть запланированы не более 4-5 модулей (2-3, если навык сложный и требует тщательной проработки), иначе отработка навыков будет поверхностной и малоэффективной.
Кроме того, важно предусмотреть дидактический принцип непрерывности обучения, который может быть peaлизован за счет того, что в начале любого следующего модуля тренер связывает его с предыдущим модулем посредством повторения материала и навыков, которые в нем прорабатывались. Делать это можно разными способами — от простого задавания вопросов до проведения тематически ориентированных разминок.