«Позитивное сотрудничество» Работа с семьей, имеющей тяжело или хронически больного ребенка

мастер-класс

Елена Акулова

Частная практика (ИП): детский и семейный психолог, гештальт-терапевт, коррекционный психолог.
Специалист по развитию коммуникации у невербальных детей с расстройствами аутистического спектра и другими нарушениями развития, специалист по методике формирования языковой системы у неговорящих детей (Москва, “Логосистем”), специалист DIR/Floortime – метод игровой семейной терапии (ICDL, США)/
Волонтер Белорусского детского хосписа, волонтер Белорусского общества Красного Креста (авторская программа по профилактике эмоционального выгорания для волонтеров).
11 лет практической работы психологом, опыт коррекционной работы: 7,5 лет с детьми с нарушениями развития, из них 4 года с безречевыми детьми с РАС.

Донецк (Украина) – Минск (Беларусь)

email   fb     v  

ПРОЕКТЫ АВТОРА

Личный сайт  http://elena-akulova.com

facebook«Ступеньки речи» – программа, на которую зарегистрированы авторские права: интегративный подход коррекционно-психологической помощи неговорящим детям с расстройством аутистического спектра и другими нарушениями развития, и сохранным слухом (обучающая программа для родителей и специалистов: психологов, логопедов и дефектологов). Программа синтезирует как коррекционный методики, так и терапевтические, в комплексе направленные на работу с семьей, на обучение как ребенка, так и родителей, на адаптацию семьи в ситуации болезни ребенка и повышение психологической грамотности родителей. 

link-icon«Неговорящие дети с аутистическими расстройствами и другими нарушениями развития: построение комплексной системы реабилитации». Курс вебинаров для родителей, направленный на повышение родительской компетентности.

«Я работаю спасателем» Авторская программа по профилактике эмоционального выгорания волонтеров (проходит в настоящий момент в Белорусском обществе Красного Креста Первомайского района г. Минска)

«Разрешение на жизнь: программа перезагрузки» – авторская программа психологической помощи семьям, имеющим детей с тяжелыми или хроническими заболеваниями.
С 2014 года провожу регулярно в разных регионах семинары и занятия для родителей по продуктивному проживанию кризиса болезни ребенка, по обучению семейным занятиям с аутичными детьми дома. Также с 2016 года провожу вебинары и онлайн-занятия на вышеуказанные темы.

Материалы автора

Отрывок вебинара «Позитивое сотрудничество» для психологов, логопедов, дефектологов

Этот мастер-класс интегрирует в себе как мой профессиональный, так и личный опыт родительства. Так сложилось в моей жизни, что кроме почти 12 лет практической работы психологом и терапевтом, последние7,5 лет я работаю с детьми с нарушениями развития и их семьями. Кроме того, мне пришлось самой испытать на себе опыт «особенного» родительства – мой младший ребенок имеет тяжелую группу инвалидности. Поэтому взгляд на особенности работы с такой семьей у меня сложился как «изнутри», так и «снаружи» – с точки зрения собственного личного родительского и профессионального опыта и опыта моих коллег. Последнее время я работаю не только с семьями, но и с психологами, логопедами, дефектологами, которые по роду своей деятельности заняты профессиональной поддержкой детей со специальными потребностями. И эта работа обнажила серьезный дефицит полезной и нужной информации по экологичному сотрудничеству с родителями таких детей, по профилактике выгорания специалистов указанной категории. Обобщая этот опыт, можно сказать, что начинающие специалисты в ситуации, когда семья, с которой они взаимодействуют, переживает травму болезни ребенка, зачастую совершают сходные ошибки, попадают в типичные психологические «ловушки» взаимодействия с такой семьей. Мастер-класс посвящен изучению таких сложных зон сотрудничества, а также профилактике конфликтных ситуаций с родителями и поддержке самоидентификации специалиста.

Мастер-класс посвящен изучению особенностей работы с родителями или семейной системой, в которой есть тяжело/хронически больной ребенок (в том числе ребенок с нарушениями развития, ребенок, находящийся в паллиативном уходе). Он будет полезен как тем, кто работает в частной практике, так и сотрудникам государственных и благотворительных организаций, по роду своей деятельности помогающим таким семьям.

Участники смогут исследовать сложные зоны такой работы с семьей и закрепить полезный опыт по следующим вопросам:

  • устный контракт о платной или бесплатной помощи и границы сотрудничества с семьей, разделение ответственности с родителями;
  • закономерности переживания кризиса болезни ребенка в семье, продуктивное сотрудничество на каждом из этих этапов, возможности и ограниченность помощи на каждом из этапов проживания этого кризиса;
  • сила и бессилие терапевта и их ресурс, и возможные иллюзии начинающего специалиста;
  • часто встречающиеся в такой ситуации «ловушки» семейных игр, продуктивная помощь без вовлечения специалиста в подобные психологические игры;
  • как благотворительной организации оказывать помощь экологично: не выращивать “паразитизм” у подопечных и оберегать при этом от выгорания своих сотрудников;
  • как сделать общение с семьей “особенного” ребенка позитивным, легким и настроить даже конфликтующих родителей на сотрудничество;
  • как на начальных этапах научиться распознавать категорию родителей, которые склонны провоцировать конфликтные ситуации, техника безопасности в работе с такими семьями;
  • полезные навыки «самосохранения» для специалистов, которые занимаются с «особенными» детьми.

В нашем обществе родители, столкнувшись с ситуацией тяжелой болезни ребенка, зачастую испытывают переживания, которые можно сравнить с шоковой травмой: болезнь врывается в их судьбу без спроса и часто заставляет перекроить весь привычный уклад жизни. Им приходится самостоятельно справляться с широким спектром малоприятных, а часто и токсичных эмоций. То, как семья адаптируется к таким изменениям, зависит от многих факторов – внутренних и внешних: от ресурсов самой семьи (материальных, психологических и иных), от родительских стратегий переживания кризисных ситуаций, от внешней поддержки – дружеской, родственной, от государства, общественных или благотворительных организаций, от тяжести болезни или структуры нарушений развития у ребенка. А также зависит от наличия или отсутствия грамотного специалиста у такой семьи, который способен оказать экологичную поддержку в проживании кризиса болезни ребенка. Известно, что, когда психолог начинает работать с травмой, не зная «техники безопасности» такой работы, это может привести к ретравматизации его клиентов, так и травматизации самого психолога или терапевта. Поэтому почти весь мастер-класс будет посвящен теме экологичного сотрудничества с семьей тяжело/хронически больного ребенка. При этом экологичного – как для родителей, так и для самого специалиста.

Начинающий специалист часто имеет дело с токсическими переживаниями у таких родителей. Порой, даже невольно становится объектом, на который транслируются такие переживания. Сильное желание помочь семье как можно быстрее и легче пережить стресс может вызвать сопротивление со стороны родителей и обесценивание самого специалиста. При этом крайне важно понимать – как зону своей компетенции, так и зону своего бессилия в сотрудничестве с такой семьей. Устойчивость и чувствительность к собственным границам у специалиста также важны в работе с семьей. Важно понимать динамику проживания кризиса болезни ребенка и быть чутким и компетентным к готовности или не готовности к изменениям в семье.

Исследованию этих зон сотрудничества будет посвящен мастер-класс, на котором будет создано творческое пространство для изучения характера своего профессионального взаимодействия на теоретическом и практическом материале (упражнения и реальные истории из жизни). Слушатели мастер-класса смогут сформировать свои собственные индивидуальные модели сотрудничества с такой семьей, получат рекомендации по технике безопасного и позитивного сотрудничества, смогут сформировать свои собственные принципы экологичного сотрудничества с такой семьей и получить обратную связь от ведущего и членов группы.

0 ответы

Ответить

Want to join the discussion?
Feel free to contribute!

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *